Топливо «в крыло». Как заправляют самолёты в «Шереметьево»?


В самолёт «Аэрофлота», вылетавший из Москвы в Лондон, была залита 20-миллионная тонна авиатоплива компании «Роснефть Аэро». Борт уже благополучно вернулся в домашний аэропорт Шереметьево, а мы рассказываем о том, как проходила заправка.

На 42 км под землёй

В зоне вылета терминала D все места ожидания, расположенные у огромных окон, из которых открывается вид на лётное поле, заняты пассажирами. Мы у них, так же, как и самолёты, по ту сторону стекла. Стоим рядом с Airbus A321, к которому подъезжает небольшой жёлтый автомобиль – диспенсер. Это слово в переводе на русский означает устройство, выдающее что-либо в определённых дозах. Но в данном случае дело не только в них.

Водитель и оператор заправочной станции, которой и является эта машина, работают сообща: подключают рукав, через который пойдёт подача топлива в самолёт, прямо к его топливоприёмнику с нижней стороны крыла. Затем разматывают приёмный рукав диспенсера, открывают крышку одного из 188 люков, под которыми находятся раздаточные колонки гидрантной системы топливно-заправочного комплекса «Шереметьево» (дочерней компании «Роснефть Аэро»). Её протяжённость – 17 км, а весь топливопроводный комплекс растянулся под землёй на 42 км. Аналогичных систем в России нет.

Благодаря этим подземным коммуникациям автозаправщики на лётном поле не нужны. Вот оператор опускает приёмный рукав в люк, присоединяя его к гидрантной системе, водитель устанавливает специальный флажок, сигнализирующий, что идёт заправка. И процесс начался. 

Диспенсер не просто дозирует поступление топлива – в нём установлены дополнительные фильтры, через которые оно проходит в процессе заправки. Безусловно, по пути от завода до аэропорта качество контролируется не раз, в том числе в лаборатории самого ТЗК «Шереметьево», однако фильтры на последнем этапе лишними не бывают. 

Первая небольшая доза керосина сливается в специальную тару. Оператор передаёт её авиатехнику «Аэрофлота», контролирующему заправку. Тот покручивает её, встряхивает – смотрит, нет ли механических примесей. Топливо идеально прозрачное – можно заливать.

Гидрант вместо топливозаправщика

Заправка длится менее 20 мин, и всё это время оператор стоит у диспенсера, наблюдает за показаниями приборов и время от времени нажимает на выключатель, благодаря которому автоматика понимает: человек контролирует процесс. Если нажатия в течение 30 сек не будет – заправка остановится.

Рекомендуем прочитать:  Центробанк нашел признаки вывода активов из Златкомбанка

«В самолёт залито более 14 тыс. литров  авиационного керосина, — подытоживает замгенерального директора по производству «ТЗК Шереметьево» Игорь Сорокин. – При заправке через гидрантную систему каждую минуту в крыло поступает около тысячи литров топлива».

Бывают и более основательные заправки. Рекорд установил Boing 777, отправлявшийся в Лос-Анджелес: 160 тонн. 

«На такие дальние рейсы, — поясняет Сорокин, — берут топливо с запасом. К тому же в России оно дешевле и качественнее».

Когда заливают так много, преимущества гидрантной системы особенно ощущаются, ведь здесь нет ограничений в подаче. А если заправляют через топливозаправщик , то, по словам Сорокина, «60 тыс. литров слил и гони следующий». 

Тем не менее, автомобильные  топливозаправщики  в ТЗК «Шереметьево» по-прежнему имеются – они работают в основном на северном перроне аэропорта. 

400 вылетов в сутки

О преимуществах гидранта рассказал гендиректор «Роснефти Аэро» Кирилл Молоденков: «Во-первых, объёмы подачи на 20-30% больше. Во-вторых, система обеспечивает прямую поставку топлива от завода в Рязани до аэропорта. А это значит, что выше и безопасность, и качество».

Система централизованной заправки самолётов «Роснефти» в аэропорту «Шереметьево» не имеет аналогов, она самая протяжённая и разветвлённая в России, позволяет осуществлять непрерывную подачу авиатоплива для заправки воздушных судов любых типов, выполняющих рейсы из терминалов D, E, F и грузового перрона южного терминала.

На этот год у компании заключено соглашение с «Аэрофлотом» о поставках 990 тыс. тонн топлива в аэропорту «Шереметьево». А вообще, в этом авиаузле она оказывает 40% услуг по заправке «в крыло». Ежегодно это более 1 млн тонн. Если переложить на самолётовылеты (есть такой показатель), то их на топливе «РН Аэро» совершается около 150 тыс. в год, или более 400 в сутки. И при этом, как заверил Кирилл Молоденков, компания может закрыть потребности «Шереметьево» в топливе, даже если они возрастут вдвое. 

Свободный полёт: 3 главных «секрета» аэропорта «Шереметьево»

Для сравнения: годовой объём заправки воздушных судов в берлинском аэропорту «Шёнефельд» составляет 200 тыс. тонн, в другом аэропорту германской столицы, «Тегель», – 420 тыс. тонн, а в аэропорту «Дюссельдорф» – 950 тыс. тонн.   

Рекомендуем прочитать:  Сливки авиации. Пассажирка из Британии оценила бизнес-класс «Аэрофлота»

А всего в 2018 году «Роснефть Аэро» выполнила около 200 тыс. заправок «в крыло», реализовав 2 млн 300 тыс. тонн авиатоплива. Её доля в России сейчас составляет более 30%. Компания работает в 37 аэропортах страны и с развитием региональной авиации планирует расширить своё присутствие.

«Авиационное топливо производят 9 заводов «Роснефти», — сказал Молоденков. – Благодаря их логистике мы имеем возможность осуществлять поставки практически в любой аэропорт России».

«РН Аэро» заправляет топливо «в крыло» и в международных аэропортах – в Монголии (Улан-Баторе) и Грузии (Тбилиси, Кутаиси, Батуми). С этого года «Роснефть» вышла на немецкий рынок авиатопливобеспечения, начав заправки в аэропортах Берлина и Мюнхена. Количество авиакомпаний-партнёров уже перевалило за сотню. 

«Мы готовы работать на всех рынках и с разными партнёрами. Наши подходы к сотрудничеству и условия всегда гибкие», — добавил гендиректор компании.

…Компактный автомобиль-диспенсер, выполнил особенную заправку Airbus A321, залив в баки воздушного судна юбилейную 20-миллионную тонну керосина. Именно столько «Роснефть Аэро» поставила  клиентам за 10 лет своей работы. Пилоты рейса «Москва-Лондон» в это время осмотрели борт снаружи и поднялись в кабину. А пассажиры, наглядевшись в окна из зоны посадки, отправились в салон по телескопическому трапу. Ещё немного, и самолёт начнёт руление к взлётно-посадочной полосе.

Кстати

Авиационное топливо проходит через 6 степеней контроля качества и фильтрации на разных этапах своего пути от завода до самолёта. Ключевое звено в системе контроля качества – современная лаборатория. В ней на уникальном оборудовании ежегодно проводят 4 500 операций по контролю качества авиатоплива. Каждый анализ включает себя до 15 испытаний по различным показателям.

Тонкость фильтрации на разных этапах варьируется в диапазоне от 15 до 1 микрона. «Тоньше человеческого волоса!» — восклицают специалисты ТЗК «Шереметьево». 

А генеральный директор «РН Аэро» ответственно заявляет, что внутренние стандарты качества компании выше международных.

Источник

Предыдущая Apple отзывает свои переходники из-за риска поражения током
Следующая Банки грабят пенсионеров

Нет комментариев

Написать комментарий