Парадокс удачи: накал конкуренции может снизить большое число претендентов на победу


Парадокс удачи: накал конкуренции может снизить большое число претендентов на победу

Принято думать, что чем больше конкурентов борется за первенство, тем ожесточеннее конкурентная борьба. Недавнее экономическое исследование свидетельствует, что это не совсем так.

Один из наиболее известных современных специалистов по поведенческой экономике Роберт Фрэнк писал в своей книге «Успех и удача: фактор везения и миф меритократии» (2019 г.): «Поскольку состязания, в ходе которых распределяются крупнейшие общественные призы, носят чрезвычайно конкурентный характер, одних лишь усилий и таланта для обеспечения победы хватает далеко не всегда. Почти в каждом случае для нее требуется изрядная доля удачи». Удача или ее отсутствие играют в жизни людей решающую роль. Отмотав назад любую громкую историю успеха в бизнесе, науке, спорте или искусстве, часто можно найти «счастливый момент» или невероятное совпадение событий, которые и определили будущий высокий результат. Яркими примерами являются истории Билла Гейтса и Microsoft, «Моны Лизы» да Винчи или актера Брюса Уиллиса. Фактически, счастливый случай или невероятная последовательность событий, лежащие в основе истории успеха, – это не исключение, а правило.

Удача особенно важна в соревнованиях и ситуациях, устроенных по принципу «победитель получает все», в которых награда достается одному или немногим избранным. Это, например, конкурс на выполнение НИОКР или архитектурный проект, прием в лучшие университеты, конкурс на получение привлекательной должности, выборы в органы власти. Принцип «победитель получает все» практически главенствует в профессиональном спорте или искусстве.

Очевидно, что в отсутствие фактора удачи подобные конкурентные процессы превращаются в простое измерение объективного рейтинга: выигрывает тот, кто лучше других. Фактор удачи меняет ситуацию: теперь тот, кто объективно «лучше», совсем не обязательно выйдет победителем из конкретного соревнования. Не уменьшается ли от этого стремление к победе? Эту проблему мы поставили перед собой в нашей статье «The shape of luck and competition in winner-take-all tournaments».

Рекомендуем прочитать:  Консолидированный бюджет РФ в январе получил профицит в 416,49 миллиарда рублей

В этом исследовании ставился очень простой вопрос: как увеличение числа участников в соревнованиях, устроенных по принципу «победитель получает все», влияет на индивидуальные и совокупные усилия этих участников?

Когда множество трудолюбивых людей с одинаковыми способностями пытаются достичь одного и того же, успех требует нетривиального везения. По мере того, как количество участников увеличивается, растет и вероятность того, что кто-то другой получит «счастливый билет», и это должно приводить к сокращению усилий отдельных участников соревнования. Тем не менее, экономисты обычно считают, что конкуренция создает стимулы на рынках, по крайней мере, в общей сумме, приводя к увеличению объема производства, снижению цен и повышению эффективности.

Источник

Предыдущая России не избежать паралича банковской системы
Следующая Пандемия и шок принудительной «самоизоляции» похоронят «кредитный бум»